перейти к полному списку дипломных проектов
Ссылка на скачивания файла в формате .doc находится в конце странички
В качестве общих рекомендаций по борьбе с бедностью можно предложить следующее: [28
Цель и подцели программы по борьбе с бедностью должны предполагать возможность измерения степени их достижения на основе системы критериев и показателей.
Мероприятия по сокращению бедности будут более адресными при условии выделения различных типов бедности (бедные по уровню защищенности, бедные по уровню образования, бедные по жилищным условиям) и использовании комплексной системы индикаторов типов бедности;
По данному пункту я предлагаю использовать следующую методику для выявления адресатов и направления им финансовых средств. Мною в течение 3 месяцев исследовались семьи Куйбышевского района г. Иркутска.
Было опрошено 50 семей, что составляет около 5% семей района.
Из них:
60% женщин;
40% мужчин.
Из этих мужчин и женщин:
20% несовершеннолетних;
30% пенсионеры и люди предпенсионного возраста.
Репрезентативность в данной выборке соблюдена.
Бедных по жилищным условиям:
50% - остро нуждаются (не имеют своего жилья, проживают с родителями);
35% - средне нуждающиеся (количество квадратных метров меньше, чем положено на одного проживающегося);
15% - мало нуждающихся (желательно увеличение жилой площади).
Бедные по уровню защищенности:
20% - состоят на учете в социальной защите (многодетные семьи, ветераны воины и тыла, репрессированные, инвалиды);
50% - нуждаются относительно (студенческие семьи с одним ребенком, пенсионеры, неполные семьи);
30% - не нуждаются.
Бедные по уровню образования:
15% - общее;
55% - средне - специальное;
30% - высшие.
Сводные данные по всем типам бедности по Куйбышевскому району отражены в (рис. 1)
Рис. 1 Исследование типов бедности в Куйбышевском районе г. Иркутска
На основании полученных данных строим площадь бедности рис
Рис. 2 Площадь бедности в Куйбышевском районе составляет 4,75 см2 .
Также для сравнения мною был исследован Октябрьский район г. Иркутска
Опрошено 50 семей, что составляет около 3% семей района.
Из них:
55% женщин;
45% мужчин.
Из этих мужчин и женщин:
25% несовершеннолетних;
20% пенсионеры и люди предпенсионного возраста.
Репрезентативность в данной выборке соблюдена.
Бедных по жилищным условиям:
35% - остро нуждаются (не имеют своего жилья, проживают с родителями);
40% - средне нуждающиеся (количество квадратных метров меньше, чем положено на одного проживающегося);
25% - мало нуждающихся (желательно увеличение жилой площади).
Бедные по уровню защищенности:
15% - состоят на учете в социальной защите (многодетные семьи, ветераны воины и тыла, репрессированные, инвалиды);
35% - нуждаются относительно (студенческие семьи с одним ребенком, пенсионеры, неполные семьи);
40% - не нуждаются.
Бедные по уровню образования:
15% - общее;
45% - средне - специальное;
40% - высшие.
Сводные данные типам бедности по Октябрьскому району отражены в (рис. 3)
Рис. 3 Исследование типов бедности в Октябрьском районе г. Иркутска
На основании полученных данных строим площадь бедности рис
Рис. 4 Площадь бедности в Октябрьском районе составляет 4 см2 .
Для сравнительного анализа нельзя слаживать показатели этих трех групп. Мы рассчитали площадь двух районов г. Иркутска. Эта методика необходима для сравнительного анализ разных типов бедности по районам города, а так же для определения направления и адреса получателя помощи. Считаю, что данный способ, возможно, использовать для работы в отделах социальной защиты. Также это позволит наглядно показать основные проблемы выбранной категории. В нашем случай - это жилье, которое в настоящий момент не доступны для подавляющего большинства наших сограждан. Решением данной проблемы могла бы стать ипотечное строительство и долгосрочные кредиты банков для бюджетников (врачи, учителя, военные). Это позволит снизить площадь бедности. Хочу отметить, что можно ввести дополнительные показатели для более точной оценки, но и увеличило трудоемкость подсчетов.
Сложившуюся систему показателей распространения бедности можно дополнить показателями, характеризующими дифференциацию бедных по доходам (глубина бедности, разрыв в уровне бедности, профиль бедности), что позволит отследить влияние управленческих решений и программ на изменение положения конкретных категорий бедных по доходам.
С помощью того же исследования мы определяем профиль бедности.
По виду мы можем дифференцировать доход на следующие виды:
денежный доход;
натуральный доход;
субсидии.
По сумме дохода на одного человека:
до 500 рублей (сельские жители, живущие в отдаленности от районных центров);
от 500 – 1500 рублей (жители крупных поселений);
от 1500 – 2500 рублей (жители областного центра и районных городов);
от 2500 рублей и выше.
На основании этих данных мы спрогнозируем виды дохода в зависимости от получаемой суммы. На рис. 5 показаны виды дохода в сумме до 500 рублей.
Рис. 5 Виды дохода при сумме дохода до 500 рублей (сельский)
На рис. 6 показаны виды дохода при сумме от 500 – 1500 рублей.
Рис. 6 Виды дохода при доходе в сумме от 500 – 1500 рублей (крупные поселения)
На рис. 7 показаны виды дохода при получаемой сумме от 1500 – 2500 рублей.
Рис. 7 Виды дохода при доходе в сумме от 1500 – 2500 рублей (города)
Исследование показывает, чем меньше доход у человека, тем больше в его жизни играет роль натуральное хозяйство. Также удалось выяснить, что третья группа доход от 1500-2500 рублей (город), самая многочисленная, живущая за счет денежного дохода (заработная плата, пенсии, стипендии) и субсидий (льгот). Эта группа живет ниже прожиточного минимума в 3000 рублей, а значит, ее можно отнести к категории бедных. В решении данной проблемы государство должно принимать активное участие. Если заработная плата будет расти и оперативно индексироваться в зависимости от роста инфляции, структура расходов останется неизменной, а социальная помощь сохранится в существующих пропорциях, то возможно минимальный размер оплаты труда (МРОТ) подтянется к прожиточному минимуму. Тем самым мы добьемся сокращения бедности в группе занятой работой в бюджетной сфере (учителя, врачи, мелкие чиновники). Отказ государства от льгот в пользу выплаты денежных дотаций и переложение этой обязанности на местные бюджеты больно ударит по пенсионерам, т. к. даже бесплатный проезд позволяет многим из них вести натуральное хозяйство. Так же вызывает беспокойство и тот факт, что субъекты федерации сами будут устанавливать размер денежных выплат положенных место льгот. Ведь разница между бюджетами Иркутска и Москвы составляет сотни разы.
Под разрывом в уровне бедности предполагается процентная разница между различными профилями бедности. Глубина бедности высокий процент данного профиля бедности.
В нашем случае можно сказать, что разрыв небольшой и глубина небольшая.
В случае применения многоаспектных обследований домохозяйств по уровню жизни целесообразно использовать стандартные апробированные методики (LSMS, в частности), позволяющие осуществлять сопоставления на различных уровнях, в том числе международном;
Качественные методы сбора информации должны использоваться более активно для решения проблем борьбы с бедностью, что позволит сделать количественные исследования более обоснованными и осмыслить (переосмыслить) содержание понятия "бедность" и новых проблем, которые порождает это социальное явление;
Для повышения эффективности программных мероприятий и сокращения малоэффективных программ необходимо использовать методики, позволяющие определить степень их воздействия на проблему бедности. В связи с этим целесообразно использовать рекомендации, разработанные при поддержке Всемирного банка.
На уровне города Иркутска, в частности, считать приоритетным направлением принятие и реализацию на практике концепции сокращения масштабов бедности, которая базируется на соблюдении следующих положений: [28]
Традиционная борьба с бедностью и оказание адресной социальной помощи по принципу "раздаточной экономики" должны быть распространены исключительно на категорию "бедных". Адресная система социальной поддержки предполагает интеграцию и координацию баз данных о получателях социальных пособий, льгот и выплат (баз данных БТИ, ГАИ, Налоговой службы, ЗАГСа и др.), а персонифицированный учет таких получателей позволит избежать необоснованного дублирования при предоставлении помощи конкретным нуждающимся домохозяйствам.
Содействие обеспечению роста денежных доходов и уменьшени
скачать бесплатно АКТУАЛЬНОСТЬ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ БЕДНОСТИ
Содержание дипломной работы
Министерство образования РФ
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
1. Бедность как объект социальной политики: теоретический анализ
Из социальной практики стран с развитой рыночной экономикой можно сделать следующие выводы. [24
С точки зрения функционирования экономической системы
Обозначим основной круг функций (т.е. главных общественных задач
1.2 Определение
Основных методов измерения бедности в мировой практике несколько: [5
Методы измерения и оценки уровня бедности. [7
Бедность как норма поведения проявляется в следующем.
Основные стратегии преодоления бедности [5
2. Реализация социальной защиты малоимущих на примере иркутского муниципального образования
В 2003г.
Таблица 2.15 Обеспеченность населения Иркутска предметами длительного пользования до и после перестроечного периода
3. Система мер социальной защиты малообеспеченных
1. Предоставление социальных льгот и услуг.
3.2 Перспективы и направления реформирования социальной политики в области преодоления бедности в России и в городе Иркутске
Очевидно
В качестве общих рекомендаций по борьбе с бедностью можно предложить следующее: [28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ