перейти к полному списку дипломных проектов
Ссылка на скачивания файла в формате .doc находится в конце странички
Основные стратегии преодоления бедности [5
В государственной политике в России существуют несколько вариантов восприятия бедности. Официально принятой является модель, основанная на вычислении прожиточного минимума (ПМ) и минимального потребительского бюджета (МПБ) органами статистики, что укладывается в нормативный подход к измерению бедности. Статистические расчеты прожиточного минимума служат инструментом государственной политики доходов, так как являются основой для установления минимальных размеров заработной платы и ее территориальной дифференциации, минимальных пенсий, пособий на детей, стипендий и других денежных выплат, финансируемых из бюджета. А это, в свою очередь, влияет на структуру доходов и расходов населения. Такая установка уменьшает роль трудовых доходов и ведет к формированию патерналистских настроений. Реальное развитие общества подтверждает неэффективность такой государственной политики: при значительном суммарном росте социальных расходов в последнее десятилетие, столь же значительно выросла доля бедных групп населения.
Очевидно, это требует принципиального изменения государственной социальной политики. Государственная социальная политика есть регулирование отношений социальных групп и индивидов по поводу удовлетворения социальных интересов. На разных этапах развития общества действуют различные совокупности социальных групп, а следовательно, у них возникают различные отношения по поводу удовлетворения своих социальных потребностей. И это означает, что государством могут использоваться различные модели регулирования отношений социальных групп и индивидов по поводу удовлетворения социальных интересов. Практика государственного регулирования таких отношений позволяет говорить о наличии двух базовых моделей такого регулирования. Первая модель — это модель социальной политики социалистического государства, основная идея которой заключается в том, что все социальные группы, все члены общества работают на благо общества, а оно обеспечивает каждой группе, каждому члену определенный уровень материального и социального благосостояния, то есть удовлетворения социальных интересов. Общая направленность социальной политики в этой модели, роль государства в ней, тип поведения отдельных членов общества позволяют назвать эту политику патерналистской моделью удовлетворения социальных интересов, для которой характерно жесткое определение государством поведения человека в социальной сфере и охват социальной защитой практически всего населения.
В условиях рыночной экономики реализуется принципиально иная модель социальной политики. Для основной части граждан в рамках этой модели главным принципом удовлетворения социальных интересов должен быть принцип самообеспечения, а принципом государственного регулирования — механизм субсидиарности, то есть, создание возможностей для самообеспечения, самозащиты и частной инициативы членов общества. Предпосылкой этому является усиление позиций индивида, что должно обеспечить соответствующее социальное законодательство, налоговая политика, политика распределения доходов и социальное страхование. Главной целью социальной политики в рамках 2-ой модели является не расширение, а сокращение социальной помощи нуждающимся, поскольку число таких членов по мере роста общественного богатства должно сокращаться.
В современной истории социальной политики Российской Федерации можно выделить два этапа. Первый этап (первые 7-8 лет 90-х годов) характеризовался патерналистской моделью социального развития. Второй этап (конец 90-х годов) составляет переход к так называемой адресной социальной системе. Однако, принципиального изменения "правил игры" в этом случае не происходит. Государство по-прежнему остается главным руководителем поведения человека в социальной сфере, но в силу ограничения ресурсов оно собирается благодетельствовать значительно меньшее число групп. Это патернализм бедного государства, тогда как пришло время отказаться от патерналистской социальной политики и перейти к адекватной современному развитию российского общества субсидиарной модели социального развития. Все программы борьбы с бедностью населения, реализуемые в настоящее время базируются на 2 основных стратегиях. Один тип программ осуществляется без требования трудиться, другой — с требованием трудиться. Большинство программ, принятых в настоящее время в России относятся к первому типу, т.е. без требования трудиться. Однако, принципы субсидиарной социальной политики требуют перехода к программам с требованием трудиться. Это, так называемые, программы обеспечения дохода.
При реализации подобных программ государство и общество неизбежно столкнутся с рядом трудностей. И это будет связано не только с отсутствием необходимых для этого ресурсов. [28, С.45]
Главная трудность в реализации программ обеспечения доходов сегодня связана с неготовностью самих бедных к участию в них. Бедность в России является не только и не столько экономическим явлением, сколько социально-психологическим состоянием. И в этом смысле, преодоление бедности не может быть осуществлено только экономическими мерами. Преодоление бедности потребует целой совокупности социально- психологических мер, реализуемых через множество целевых программ. В качестве обязательных элементов таких программ могут быть:
участие самих бедных в принятии решений, связанных с преодолением состояния бедности;
организация взаимодействия всех участников борьбы с бедностью, особенно государственных и частных субъектов таких программ;
создание системы общественного участия и контроля за ходом и выполнением программ борьбы с бедностью;
формирование благоприятного общественного мнения для содействия таким программам;
содействие созданию ассоциированных структур не только заинтересованных сторон, но и участников программ преодоления бедности;
поддержка законодательных инициатив и деятельности любых групп и сил, направленных на содействие бедным и другие элементы.
Успех в реализации такой стратегии борьбы с бедностью населения будет зависеть в немалой степени от уровня диагностики социального развития и прогнозирования тех или иных его тенденций и характеристик.
Представляется, что результаты изучения феномена и проблемы бедности, разработка новых инструментов диагностики этого состояния и стратегии его преодоления, имеют принципиальное значение для перехода к новой социальной политике и принятия управленческих решений в социальной сфере, отвечающих запросам современного социального развития российского общества.
скачать бесплатно АКТУАЛЬНОСТЬ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ БЕДНОСТИ
Содержание дипломной работы
Министерство образования РФ
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
1. Бедность как объект социальной политики: теоретический анализ
Из социальной практики стран с развитой рыночной экономикой можно сделать следующие выводы. [24
С точки зрения функционирования экономической системы
Обозначим основной круг функций (т.е. главных общественных задач
1.2 Определение
Основных методов измерения бедности в мировой практике несколько: [5
Методы измерения и оценки уровня бедности. [7
Бедность как норма поведения проявляется в следующем.
Основные стратегии преодоления бедности [5
2. Реализация социальной защиты малоимущих на примере иркутского муниципального образования
В 2003г.
Таблица 2.15 Обеспеченность населения Иркутска предметами длительного пользования до и после перестроечного периода
3. Система мер социальной защиты малообеспеченных
1. Предоставление социальных льгот и услуг.
3.2 Перспективы и направления реформирования социальной политики в области преодоления бедности в России и в городе Иркутске
Очевидно
В качестве общих рекомендаций по борьбе с бедностью можно предложить следующее: [28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ