3. Система мер социальной защиты малообеспеченных


перейти к полному списку дипломных проектов

Ссылка на скачивания файла в формате .doc находится в конце странички

3. Система мер социальной защиты малообеспеченных

3.1 Анализ социальной помощи малоимущим гражданам

В 90-х годах появилась необходимость в четкой формулировке - "бедность - показатель дохода семьи (или отдельно проживающего человека) с учетом числа ее членов, возраста ее главы и количества детей до 18 лет, соответствует минимальному уровню потребления". Причиной же этому стало резкое снижение доходов у основной массы населения нашей страны и эта самая "бедность" стала преобладать над "обеспеченностью" в количественном выражении. Планы реструктуризации целых отраслей, всевозможные реформы привели к массовому сокращению работающих и началась эпоха выживания.

В нашей стране крайне низкий прожиточный минимум, который не может идти в сравнении с аналогичными расходами населения в развитых странах. А это значит, что большинство населения России входят в группу "нуждающихся" или "малообеспеченных". В настоящее время на территории области применяется величина прожиточного минимума, установленная постановлением губернатора области от 21.10.2003 г. № 620-п. В расчете на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения она составляет 2428 рублей.

Наиболее слабозащищенными в этой группе являются пожилые граждане, инвалиды и семьи с детьми. Бытовая неустроенность, как следствие бедности, приводит к распаду семей, пьянству родителей и, в итоге, социальному сиротству детей. Периодическое повышение размера государственных пенсий не дает возможности вырваться из круга нищеты российским пенсионерам, так как рост стоимости жизни опережает рост размера пенсий.

По данным Иркутского отдела государственной статистики по предварительным итогам Всероссийской переписи населения 2002г. численность постоянного населения г. Иркутска равна 593,4 тыс. человек, из которых каждый пятый является получателем пенсии. Из них около 13 тыс. - числятся по базе жилищно-коммунальных платежей, как одинокопроживающие.

Так как социальная защита сфера особо затратная и зависит лишь от возможностей бюджета города, вызывает озабоченность практика последних лет перекладывания государственных функций на "плечи местных бюджетов", т.е. уменьшение возможностей развития структуры социальной защиты населения, внедрения новых форм обслуживания и оказания помощи населению. Пока же мы только минимально снижаем социальную напряженность реформ, проводимых в нашем государстве через систему субсидий.

Растёт количества детей, проживающих в социально-неблагополучных и маргинальных семьях. На 01.01.03 количество несовершеннолетних детей в г. Иркутске – 130,7 тыс.чел.; количество получателей пособий на детей - 35600 чел. на 45964 ребёнка. В связи с тем, что пособие на ребенка назначается при условии соблюдения критерия малообеспеченности семьи, можно говорить об увеличении количества таких семей в г. Иркутске. Среди указанного количества семей- 7190 неполных (7854 ребёнка), 1558 многодетных. Большинство многодетных семей находится за чертой бедности, на сегодняшний день в них проживает более 5 тысяч детей (2003 г.- 4 тысячи), около 600 детей воспитывается в семьях с пятью и более детьми. Около 6,5 тысяч семей получают пенсию по случаю потери кормильца. На 45 964 ребенка до 18 лет выплачивается "детское пособие", а это значит, что в семьях где живут и воспитываются дети, доход ниже прожиточного минимума.

Во всем мире к традиционно бедным слоям населения относятся многодетные семьи и риск попасть за черту бедности у них несоизмеримо больше чем у других.

В области зарегистрировано 31106 многодетных семей, в которых воспитывается 104364 ребенка. Главное Управление социальной защиты населения подвело итоги выполнения Постановления губернатора области "О мерах по социальной поддержке многодетных семей на территории Иркутской области". В рамках этого документа областной властью осуществлён целый ряд мероприятий. В частности, в 2003 году выделено из областного бюджета 13 000 тыс. рублей на приобретение учебно-методической литературы, которой в первую очередь обеспечивались дети из многодетных семей. За счет средств областного и местного бюджетов разными формами отдыха (социальными столовыми, трудовыми объединениями, путевками в детские оздоровительные учреждения), по предварительным данным, в этом году охвачено 23700 детей из многодетных семей. 3933 многодетных семьи получали различные формы социальной поддержки: материальная помощь, одежда, обувь, продуктовые наборы, топливо, подготовка детей в школу. Многодетные семьи пользуются целым рядом и других льгот, повышающих их материальное благосостояние.

Главным управлением социальной защиты населения администрации области разработан проект областной государственной социальной программы "О мерах по социальной поддержке многодетных семей на территории Иркутской области на 2004-2008 годы", который находится на рассмотрении в экспертном совете. Принятие данной программы позволит повысить социальный статус многодетных семей, улучшить благосостояние многодетных семей, оказать им финансовую поддержку.

Для снижения социальной напряженности и оказания необходимой поддержки именно этим семьям, в соответствии с данными ФЗ, Губернатор Иркутской области подписывает региональный Закон за №45-03 от 13.07.01 "Об областной государственной адресной помощи жителям Иркутской области".

В действительности же до сегодняшнего дня они приостановлены в части финансирования, как особо затратные и, следовательно, если мы хотим помочь малообеспеченному населению своего города или района, то только за счет собственных средств муниципального бюджета. В городе Иркутске уже на протяжении 10 лет ежегодно Решением городской Думы принимается Комплексная программа социальной поддержки населения г. Иркутска, включающая в себя наряду с исполнением финансирования льгот по федеральным законам мероприятия по социальной поддержке малообеспеченного населения, финансируемые за счет бюджета города. Основанием для обращения за помощью является, прежде всего, доход семьи ниже прожиточного минимума при условии, что все лица трудоспособного возраста работают или состоят на учете в центре занятости. Есть и другое условие - трудная жизненная ситуация, т.е. обстоятельства, повлекшие за собой резкое ухудшение материального состояния семьи или одиноко проживающего гражданина. Причем помощь может быть оказана как в денежном, так и в вещественном (натуральном) виде продуктовые наборы, одежда, постельные принадлежности, ежедневные обеды в благотворительных столовых, топливо по установленной низкой цене для проживающих в домах с печным отоплением и т.п. Но это все не может значительно изменить ситуацию для конкретной семьи или человека, так как способствует только поддержанию, а не изменению его материального положения.

Так на 2002 год на социальную политику города было затрачено 275431 тыс. рублей (0,9% от суммы всего бюджета). Из них субсидий на выплату многодетным гражданам составила 55 417 тыс. рублей. На 2003 год расходы на социальную политику составили 260554 тыс. рублей (5,77% от всей суммы бюджета) из которых 55237 тыс. рублей идут на пособие многодетным гражданам.

Обратимся же непосредственно к анализу комплекса мер социальной помощи, реализуемого в г. Иркутске органами социальной защиты. Необходимо отметить, что в последние годы перечень мероприятий социальной поддержки стал более расширенным и стремящимся охватить самые разнообразные слои нуждающегося населения и сферы их жизненных потребностей. Выделяются 3 основных направления социальной помощи:

скачать бесплатно АКТУАЛЬНОСТЬ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ БЕДНОСТИ

Содержание дипломной работы

Министерство образования РФ
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
1. Бедность как объект социальной политики: теоретический анализ
Из социальной практики стран с развитой рыночной экономикой можно сделать следующие выводы. [24
С точки зрения функционирования экономической системы
Обозначим основной круг функций (т.е. главных общественных задач
1.2 Определение
Основных методов измерения бедности в мировой практике несколько: [5
Методы измерения и оценки уровня бедности. [7
Бедность как норма поведения проявляется в следующем.
Основные стратегии преодоления бедности [5
2. Реализация социальной защиты малоимущих на примере иркутского муниципального образования
В 2003г.
Таблица 2.15 Обеспеченность населения Иркутска предметами длительного пользования до и после перестроечного периода
3. Система мер социальной защиты малообеспеченных
1. Предоставление социальных льгот и услуг.
3.2 Перспективы и направления реформирования социальной политики в области преодоления бедности в России и в городе Иркутске
Очевидно
В качестве общих рекомендаций по борьбе с бедностью можно предложить следующее: [28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

заработать

Закачай файл и получай деньги