перейти к полному списку дипломных проектов
Ссылка на скачивания файла в формате .doc находится в конце странички
Чего следует избегать в психологической работе?
Для начала перечислим наиболее важные ответы на этот многосложный вопрос, а затем поясним некоторые из них. Итак, чего нельзя допускать:
• вовлекаться в групповые конфликты на правах заинтересованного лица и отстаивать собственные меркантильные интересы;
• догматизировать полюбившуюся методологию и придерживаться привычных взглядов даже тогда, когда реальность рассогласуется с ними, а то и вовсе входит в противоречие;
• выступать в роли осведомителя нанимателя о настроениях в группе, если это может причинить ущерб конкретным людям;
• медикализировать (придавать оттенок классического врачевания) взаимоотношения с персоналом, выставляя диагнозы и злоупотребляя специальной терминологией;
• способствовать развитию тревожности, страхов, опасений, настороженности, взаимного недоверия и иатрогений (психогенных заболеваний, вызванных патогенным поведением врача);
• допускать чрезмерную официальность или панибратство в личностных отношениях с сотрудниками фирмы;
• содействовать формированию зависимости эмоционально вовлекаемых в консультирование сотрудников, используемой ради достижения собственных частных целей;
• допускать мифологизацию и сакрализацию собственной фигуры;
• нарушать обязательство абсолютной конфиденциальности любого частного содержания психологических собеседований;
• приписывать успех команды собственной катализирующей миссии;
• препятствовать личностному саморазвитию сотрудников фирмы;
• манипулировать поведением сотрудников ради достижения личных целей;
• инструментально вторгаться в пределы личностной свободы и нарушать приватность глубинных переживаний;
• приписывать другим мотивы, аргументации и модели мира, о которых они сами не сочли необходимым осведомить окружающих;
• содействовать успеху конкурентных фирм;
• применять сублиминальные методы внушения, не ставя об этом в известность подвергающихся воздействию лиц.
Мы никак не можем привыкнуть к непрестанно высказываемой мудрецами и наставниками истине о механичности жизни большинства людей. Нам все время хочется приписывать окружающим гораздо большую степень произвольности и ответственности, нежели реально используемые ими пределы личной свободы. Люди намного механичнее, роботизированнее и стереотипнее, нежели мы осмеливаемся предположить. Нам самим не хочется допускать даже мысль о повальной роботизации окружающих из страха перед собственной опустошенностью, которую мы рискуем обнаружить в самих себе при беспристрастном самоанализе.
Мы порой забываем о том, что свобода воли - это лишь потенциальный дар, который предстоит осваивать каждому на собственном опыте и использованию возможностей которого еще предстоит научиться. Аналогично тому, как каждый в годовалом возрасте с большим трудом, далеко не с первой попытки осваивает искусство прямохождения, каждому из нас предстоит научиться использованию дара свободы, которым большинство из нас обращается постыдно редко.
Хаотизация жизненных миров, которая и заставляет нас прибегать к простейшим из возможных схем суждений и поведения, является следствием отсутствия стратегии выстраивания собственной жизни, требующей умения применять дар свободы воли. Человек становится роботом из-за того, что принимать решения и совершать выборы непросто и нелегко, а действовать "как все" гораздо удобнее и проще.
Несогласованность глубинных ценностей и поведенческих программ является следствием неосознанного следования по жизни, без приложения разума к совершаемому, в привычном, рефлекторном, шаблонном автоматизме. Та разорванность, разъединенность, дезинтегрированность, которая столь глубоко тяготит людей думающих и совершенно не неволит людей поверхностных, связана именно с функционированием множества шаблонов и привычек, которые существуют атомизированно, отдельно, сами по себе и не желают складываться в некую общую картину, обобщенно именуемую "целостная личность". Отсюда - повсеместно наблюдаемый разрыв между декларациями и реальными поступками, рассогласование между мнениями и реакциями, повальная неосознанность собственных мотивов и нежелание заниматься "самокопанием", как презрительно именуют ведущую стратегию саморазвития психологически культурного человека - изучение самого себя.
Многие из нас даже представить себе не могут, как хорошо "обработало" нас общество за годы, прожитые в отсутствие интереса к подлинной психологической культурности. Мы насквозь пропитаны стереотипами, клише и автоматизмами, порой даже не подозревая о механичности подавляющего большинства наших мнений, реакций и интересов. Раз мы не догадываемся о собственной роботности, то естественно не представляем себе, как выбираться из этих надежно сотканных общественными внушениями пеленок для того, чтобы мало-помалу осваивать искусство душевного прямохождения - умение самоактивно управлять развитием собственной жизни.
Хорошо известно, сколь часто у каждого из нас на душе скребут кошки, сколь часто мы оказываемся глубоко неудовлетворенными и собой, и окружающими, и самим жизненным порядком, в котором оказались в конкретный момент. Душевно здоровый, т.е. устойчиво радостный и охотно развивающийся человек на удивление редко встречается, если только не считать полноценно здоровыми тотально механизированных идиотов, производимых некоторыми тоталитарными сектами, начиная от мунитов и заканчивая убежденными сторонниками жесткой диктатуры. Душевно здоровый человек редок не потому, что хронически не хватает психотерапевтов или издается мало литературы по практической психологии. Просто нас никто не учит быть собой, т.е. осознанно и умело развивать свою собственную жизнь именно такой, какой мы сами хотели бы ее видеть.
Подсознательное ощущение некоей экзистенциальной собственной неправоты вызывает глубинное беспокойство и, в конечном счете, подрывает телесное здоровье и снижает профессиональную эффективность, лишая нас радости полноценной жизни. Именно это самое подспудное ощущение собственной неправоты определяет степень импульсивной защитной агрессии, которая так часто оказывается направленной на мастеров адаптивного развития, обучающих искусству выстраивания собственного жизненного мира.
Известно, что гордому человеку труднее всего склонить голову в храме перед исповедником и признать собственные ошибки. Однако представления многих из ныне живущих настолько деформированы и патологизированы, что даже к психологу они относятся с недоверием и тайным недоброжелательством. Пытаясь охранить глупую тайну собственной психологической безграмотности и пустой секрет личного психокультурного невежества, люди избегают искреннего общения с психологом, не понимая, что терять-то им на самом деле нечего. В этом смысле психология подобна медицине: избегание постановки диагноза в результате проведенного обследования вовсе не способствует исцелению, но, напротив, углубляет заболевание и делает связанные с ним страдания неизбежными и более глубокими.
Большинство людей в глубине души совершенно не уверены в благополучности завтрашнего дня и в благонамеренности окружающих. Именно это недоверие ближним и хроническая боязнь будущего порождает то напряжение и суету, которые формируют тотальный стрессовый фон нашего существования. Футурошок, связанный с нарастанием разнообразия альтернатив, скоростей изменений и всевозможной новизны всего во всем в первую очередь поражает людей автоматизированных, не умеющих осознанно изменяться в точном соответствии с трансформирующимися условиями существования и в согласии с собственными глубинными пожеланиями. Особенно актуальна эта проблема оказывается для членов бизнес-команд, вынужденных трудиться в особенно сложных условиях непрестанной конкуренции и непрекращающегося нарастания производительности труда, операциональной и интеллектуальной уплотненности рабочего времени.
Все эти неразрешенные личные проблемы, деформации жизненного мира, искажения восприятий, незабытые обиды, неизжитые страхи и суетливое неуспевание отнимают творческую энергию, лишая человека сил к существованию. Творческое личностное развитие, понимаемое как осознанное приспособление к изменяющимся условиям жизни, ведущее ко все большей удовлетворенности самим жизненным процессом, становится для такого издерганного неврозами человека попросту недоступным. Он рано или поздно оказывается неэффективным, его удаляют из успешно
скачать бесплатно Бизнес как психологическое искусство
Содержание дипломной работы
Кто они — «замполиты капитализма»? Архетипическая миссия бизнес-психолога
Неполные предпринимательские семьи: чего не может сотворить Юпитер?
Метафоры творчества бизнес-психолога
Чего следует избегать в психологической работе?
Психолог как гарант безопасности бизнеса
Формы работы бизнес-психолога
От манипулятивности — к совместному развитию